5 класс
1. Составьте слова из следующих звуков:
а) [ы] [к] [ц] [о] [л] [п]
б) [и] [р’] [н] [а] [б’] [и]
в) [ы] [р] [ц] [к] [у] [л’]
д) [ч’] [а] [и] [к] [р’] [п]
2. Расставьте ударения в словах.
Крапива, квартал, звонит, магазин, каталог, баловать, форзац, принял, цемент, средства, цепочка, кухонный, щавель, подошва.
3. Каждое словосочетание замените одним словом (существительным).
А) Женщина-повар – …, б) болтливая девочка – …, в) детёныш орла – …, г) собирающий коллекцию – …, д) любящий мечтать – …, е) смелый человек – …, ж) участник игры – …, з) момент бросания мяча – … .
4. Из приведённых ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте в них главное слово.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, слово в слово, упорно учиться.
5. Вставьте пропущенные буквы.
Сча…лив, ш…в, серебря…ый, ч…лка, зал…зать на дерево, еж…вый, во…зал, чуж…му, рано пос…деть, а…арат, тр…пический, пч...лы, побл…днеть, печ…нка, раск…лить докрасна, параш…т, ле…ница, крюч…к, ф…нтан, ш…колад, г…рдиться, г…ризонт, те…аса, м…рской.
6. Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогом, а какой – без предлога?
7. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.
А) Сказка нужна всем и взрослым и детям.
Б) Я любуюсь звёздами когда они блестят в небе.
В) Не забудьте ребята подготовиться к олимпиаде по русскому языку и литературе сказала Нина Ивановна.
Г) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.
8. Расшифруйте имена и запишите, как будут звать этих людей, когда они вырастут.
Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.
9. Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма
2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж
3) Созвучие концов строк. в) диалог
4) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное. г) басня
5) Небольшое художественное произведение, изображающее
отдельное событие в жизни человека. д) загадка
6) Небольшое произведение повествовательного характера
с нравоучительным содержанием. е) рассказ
10. Запишите фамилию, имя, отчество автора данных произведений.
А) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», б) «Снежная королева», в) «Дети подземелья», г) «Двенадцать месяцев», д) «Крестьянские дети», е) «Кладовая солнца».
6 класс
- Определите сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
[о] – Молоко чудесное, вкусное, полезное! Молоко коровье пейте на здоровье!
[а] – Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
- Расставьте ударения в словах.
Кухонный, мускулистый, начать, подростковый, сливовый, заняла, спокойнейший, щавель, жалюзи, статуя, баловать, нефтепровод, минусовый, августовский.
- Составьте и запишите словообразовательные цепочки.
- Вредный, вред, вредность; 2) голос, голосование, голосовать; 3) синеватый, синий, синевато; 4) интересовать, заинтересовать, интерес; 5) лекарский, лечить, лекарь.
- Запишите данные имена существительные в форме множественного числа родительного падежа.
Солдаты, носки, чулки, ботинки, апельсин, помидор, блюдце, трактор, шофёр, лимон.
- Объясните значение заимствованных слов путём подбора синонимов или синонимичных словосочетаний.
Лозунг, актуальный, шеф, имитация, традиция, банкротство, триумф, атлет.
- К каждому фразеологизму из левой колонки найдите фразеологизм, противоположный по смыслу, из правой колонки.
- На руках носить а) с открытой душой
- От доски до доски б) своим горбом жить
- Камень за пазухой держать в) ворон считать
- На чужой шее сидеть г) держать в ежовых рукавицах
- Лясы точить д) воды в рот набрать
- Держать ухо востро е) работать не покладая рук
- Сидеть сложа руки ж) в руки взять
- От рук отбится з) с пятого на десятое
- Кричать во всю ивановскую и) держать язык за зубами
- Из данных предложений выпишите предложения с однородными членами и расставьте знаки препинания.
- В косом дожде на косогоре сквозит полей осенних грусть.
- Шуми, шуми, зелёный лес.
- Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
- Лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглою.
- Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло за осень.
- Маячат впереди далёкие горы да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.
- Составьте словосочетания, выбирая правильную форму существительных.
Указывать (ошибки), заплатить (проезд), оплатить (проезд), наблюдать (затмение), рассказывать (событие), описывать (событие), объяснять (происшествие), останавливаться (подготовка).
- Как называются процитированные части басен И. Крылова? Назовите эти басни.
- Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. 3) У сильного всегда бессильный виноват. 4) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
- Продолжите пословицы.
Кончил дело – … 2) Что посеешь, … 3) Без труда … 4) После драки… 5) Глаза бояться, а… 6) Ученье – свет, а … 7) Любишь кататься – …
7 класс
1. Выпишите слова в такой последовательности: а) количество букв и звуков одинаковое; б) звуков больше, чем букв; в) звуков меньше, чем букв.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. (Н.В. Гоголь)
2. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
1) Много – … – множественный; 2) голос – … – голосование; 3) граница – … – ограничить – … – неограниченность; 4) свет – … – … – освещение; 5) дешёвый – … – … – удешевление;
6) беречь – … – … – сберегательный.
3. Выберите глагол, формой которого является названное причастие.
1) Решивший (решиться, решить, решать, решаться, прорешать); 2) учитывающий (учесть, зачесть, перечесть, учитываться, учитывать); 3) сложившийся (складываться, сложиться, складывать, сложить); 4) изучаемый (изучать, изучить, изучаться); 5) смешивающийся (смешивать, смешать, смешаться, смешиваться).
4. Прочитайте описания различных случаев из жизни и подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного. Например: Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко, да метко).
1) Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу?
2) Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?
3) Наш учитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
4) Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?
5) Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем?
5. Составьте словосочетания, подобрав к данным словам зависимые.
Характерен, убеждён, типичен, уверен, поражаюсь, удивляюсь, достиг, агитирую, упрекаю, одеть, надеть, сделать отчёт, удостоен, награждён, достоин.
6. Укажите ряды, в которых допущены ошибки. Напишите слова грамотно.
1) Рюгзак, холщовый; 2) верблюжонок, шорты; 3) интересный, послать письмо; 4) ершовый, туриский; 5) искусственный, шёлковый; 6) платочик, разыграть.
7. Распределите данные слова по частям речи.
Три, тройка, тройня, трое, втроём, третий, тройной, троякий, трёшка, треть, трижды, тройник, трёхсотый, трёхзальный, триста, трио, троечник, троица.
8. Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях.
1) Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым. 2) Мы знакомы с обоими женщинами. 3) Выпускающиеся предприятием памятные сувениры изящны и красивее. 4) Ребята сломив голову бросились бежать к деревне.
9. Назовите авторов произведений.
1) «Бежин луг», 2) «Парус», 3) «Капитанская дочка», 4) «Квартет», 5) «Толстый и тонкий»,
6) «Тапер».
10. Назовите изобразительно-выразительные средства художественной речи в данных предложениях.
1) Рыцарь дрался как лев. 2) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
3) Исчезла грусти тень. 4) Отговорила роща золотая. 5) Редкая птица долетит до середины Днепра. 6) Голод вооружал их храбростью.
8 класс
1. Распределите слова по трём группам в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.
2. Распределите данные ниже слова по способу словообразования: 1) приставочный;
2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный. Выделите словообразовательные морфемы.
Взлететь, подснежник, душонка, синь, вылет, раскрасавица, межпланетный, подыскать, засветло, задира, спасатель, по-умному, небезвредный, дождливый, зимовать, вперемешку, вход, нечисть.
3. Устраните допущенные речевые ошибки и запишите исправленные варианты.
1) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света. 2) Мы подходим к
перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой. 3) Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.
4. Составьте словосочетания, правильно употребив форму управляемого слова.
1) Больше времени уделять (чтение книг). 2) Включиться (строительство дороги). 3) Вопреки (противопожарные действия). 4) Восхищаться (благородный поступок). 5) Грустить (школьные друзья). 6) Исходить (это предположение). 7) Обращать внимание (физическая подготовка). 8) Озабоченность (положение дел в стране). 9) По истечении (десять дней).
5. Найдите неверные утверждения.
1) Грамматическая основа может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого или из одного главного члена. 2) Предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные, называются распространёнными. 3) Грамматическая основа предложения обязательно состоит из двух главных членов. 4) Предложения с одним главным членом называются нераспространенными. 5) Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. 6) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные.
6 . Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
7. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы.
1) Наконец-то наступило тепло.
2) Помещение тепло и просторно.
3) Его встретили очень тепло.
4) Сегодня на улице теплее.
5) Его руки теплее, чем мои.
8. К каждому фразеологизму подберите фразеологизм, противоположный по смыслу.
1) Бросить якорь, 2) витать в облаках, 3) кот наплакал, 4) у чёрта на куличках.
9. Определите жанр следующих произведений.
1) А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»; 2) Л.Н. Толстой «Отрочество»; 3) Н.В. Гоголь «Ревизор»; 4) М. Горький «Старуха Изергиль»; 5) Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», 6) «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…».
10. Укажите, из каких произведений данные герои. Назовите их авторов.
1) Алеко, 2) Герасим, 3) Очумелов, 4) Дефорж, 5) Хлестаков.