Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Новое в оплате труда

Дата: 15 февраля 2020 в 19:41
Автор: Махнач Н. Н.

Заработная плата – 2020 в бюджетных организациях

Вопрос: Будет ли рассчитываться в 2020 году экономия средств, которая в 2019 году направляется на премирование работников? Каков порядок ее расчета?

Ответ: Одной из основных особенностей осуществления оплаты труда с 1 января 2020 года является то, что руководители бюджетных организаций определяют размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат, (а руководители отдельных организаций - еще и сам перечень этих выплат) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных средств, не запрещенных законодательством.

Таким образом, понятие "плановый фонд заработной платы" теряет свой смысл.

Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда (например, за счет наличия вакансий, периодов временной нетрудоспособности, неоплачиваемых отпусков и др.) за отчетный период (месяц, квартал, полугодие), могут направляться только на стимулирующие и компенсирующие выплаты, размер которых определяет руководитель бюджетной организации.

На выплату премии сэкономленные средства направлять нельзя, т.к. размер средств, направляемых на выплату премий, определен пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 (далее – Указ № 27) .

Вопрос:Будет ли предусмотрена новыми условиями оплаты труда надбавка специалистам за наличие квалификационной категории? Может ли руководитель бюджетной организации установить эту надбавку?

Ответ:Ведомственными актами государственных органов, вступающими в силу с 1 января 2020 г., стимулирующая выплата "надбавка за наличие квалификационной категории" специалистам бюджетных организаций не предусматривается.

Руководитель бюджетной организации также не может самостоятельно установить специалистам надбавку за наличие квалификационной категории.

Следует отметить, что в соответствии с подп. 2.2.2 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Постановление № 13), тарифные разряды по должностям специалистов, квалификационными характеристиками которых предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование, устанавливаются в зависимости от квалификационной категории, присвоенной в установленном порядке.

Таким образом, квалификационная категория работника уже учитывается при определении его оклада. Соответственно, стимулирующая выплата работнику по тому же основанию устанавливаться не может.

Вопрос:Единовременная выплата - материальная помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Что делать с неиспользованным фондом в конце года? Формируют ли они годовой фонд экономии материальной помощи?

Ответ:Единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций осуществляется один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций (абз. 2 п. 4 Указа № 27).

Таким образом, размеры единовременной выплаты (в том числе работникам, принятым на работу или уволенным с работы в течение календарного года, находившимся в отпуске по уходу за ребенком, при предоставлении части трудового отпуска или непредоставлении отпуска в текущем календарном году) определяются соответствующими положениями.

На оказание материальной помощи работникам бюджетных организаций ежегодно направляются средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников (абз. 3 п. 4 Указа № 27).

При этом Указом№ 27 предусмотрено, что материальная помощь может оказываться не только в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

Размеры, порядок и условия осуществления материальной помощи определяются положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.

Таким образом, в указанном положении можно предусмотреть порядок выплаты остатка неиспользованных в течение календарного года средств, предусмотренных на оказание материальной помощи.

Вопрос:Исключаются ли компенсирующие выплаты (сверхурочные, ночные и иные) из начисленной зарплаты 2020 года при сравнении ее с минимальной заработной платы?

Ответ:Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (далее – МЗП) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

С учетом того, что доплаты за работу в сверхурочное, ночное время являются компенсирующими выплатами, они не учитываются в размере начисленной заработной платы, которая сравнивается с соответствующим размером МЗП.

Все наниматели в Республике Беларусь обязаны применять МЗП в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

При этом с 1 января 2020 года доведение размера заработной платы работников бюджетных организаций до уровня МЗП будет производиться путем установления им стимулирующих выплат руководителями бюджетных организаций за счет средств на оплату труда, предусматриваемых в соответствующих бюджетах, средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, иных источников, не запрещенных законодательством, а не за счет доплат до уровня МЗП, как в настоящее время.

Вопрос:Указом№ 27 и постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19.06.2019 № 36 «Об оплате труда работников бюджетных организаций сферы деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия» установлены надбавки за стаж работы в бюджетной организации и надбавка за стаж работы в отрасли. Их размер одинаковый, при этом порядок расчета непосредственно стажа различается. Работникам, которым положены такие надбавки, с 2020 года выплачиваются две надбавки либо одна из надбавок (если да, то какая из названных)?

Ответ:Надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в соответствии с п. 2 Указа № 27 выплачивается всем работникам бюджетных организаций в соответствии с порядком, определенным п. 4 - 11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат, утвержденной постановлением № 13.

В соответствии с п. 9 Указа № 27 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь установлена надбавка за стаж работы в отрасли только для работников бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере ветеринарной деятельности.

Работникам указанных бюджетных организаций могут устанавливаться и надбавка за стаж работы в бюджетных организациях и надбавка за стаж работы в отрасли при наличии оснований для их установления.

Вопрос: С какой конкретно даты необходимо исчислять стаж работы в бюджетных организациях?

Ответ:Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы в бюджетных организациях для целей расчета надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, исчисляются начиная с 19 сентября 1991 года.

Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII, определившая полный государственный суверенитет Республики Беларусь, вступила в силу с 19 сентября 1991 года.

Вопрос:Включаются ли в стаж работы в бюджетных организациях периоды работы:

в бюджетных организациях Российской Федерации;

в коммерческих (общественных) организациях Республики Беларусь, если работа осуществлялась по той же должности, что и в бюджетной организации?

Ответ:Нет. В стаж работы в бюджетных организациях засчитываются только периоды работы в бюджетных организациях Республики Беларусь. Стаж работы, в бюджетных организациях других государств в стаж работы для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях не засчитывается.

Также при исчислении стажа работы в бюджетных организациях не засчитываются периоды работы в коммерческих или общественных организациях, в том числе, если работа в них осуществлялась по той же должности, что и в бюджетной организации.

Вопрос:Согласно п. 2 Указа № 27 работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. В разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций от 09.04.2019 года говорится, что стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года не учитывается.

С 1 января 2020 года для выплаты надбавки за стаж необходимо пересчитать всем работникам только стаж работы, включив работу в любой бюджетной организации независимо от отраслевой принадлежности (например, образование, здравоохранение) и занимаемой должности/профессии (например, учитель, уборщик служебных помещений), либо все-таки по занимаемой должности, но в любой бюджетной организации? Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4«Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)» и постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.10.2002 № 45«Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования» будут отменены? Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2018 № 40 «Об изменении постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» позволяло по решению нанимателя засчитывать в стаж работы по специальности периоды работы в организациях независимо от формы собственности, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации (учителя, руководители кружков и др.). В связи с новым подходом к исчислению стажа выполнение вышеуказанных работ уже не будет засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях?

Ответ:Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:

в бюджетных организациях Республики Беларусь;

в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Данные периоды засчитываются независимо от отраслевой принадлежности указанных организаций и занимаемых работниками должностей служащих и профессий рабочих.

Периоды работы в коммерческих организациях, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации, в стаж работы в бюджетной организации не может быть засчитан.

При этом возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) может быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

В соответствии с пунктом 12 Указа № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.

Вопрос: Какие выплаты предусмотрены для водителей?

Ответ:На водителей бюджетных организаций распространяются выплаты, устанавливаемые законодательством в централизованных размерах для работников бюджетных организаций:

Указом№ 27 - надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, премирование, материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление;

постановлениями Совета Министров Республики Беларусь - например, доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;

Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 13 - например, доплата за каждый час работы в ночное время, доплаты за совмещение профессий рабочих, расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Также для работников, в том числе для водителей, бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав) или относящихся к сфере (области деятельности) государственных органов, этими государственными органами устанавливаются перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат при необходимости их единого регулирования.

Вопрос:По каким ставка с 01.01.2020 года будет производиться почасовая оплата труда педагогов: - работающих по месту основой работы и выполняющего почасовую педагогическую работу; - работающих по гражданско-правовым договорам?

Ответ:Тарифные разряды, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, с 01.01.2020 определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».

Порядок определения часовых окладов педагогических работников также относится к компетенции Министерства образования Республики Беларусь.

Обязательства возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства.

Вопрос:Медицинские работники (врачи - специалисты, средние медицинские работники) ежемесячно выполняют работу по оказанию скорой медицинской помощи сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в год согласно графику работы. Количество часов, отработанных сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, каждый месяц может быть разным в зависимости от укомплектованности, отпусков, листов нетрудоспособности и т.д. Надо ли сравнивать заработную плату медицинских работников за сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в действующих и новых условиях труда?

Надо ли сравнивать заработную плату работников по совместительству (внешнему и внутреннему)?

Ответ:При проведении сравнительного анализа начисленной заработной платы медицинского работника в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020 оплата за работу, выполняемую медицинским работником сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в рамках постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников», не учитывается.

Сравнение заработной платы работников (в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020), заключивших трудовые договоры на работу по совместительству, производится с учетом фактически отработанного времени.

Вопрос:Необходимо ли извещать работников в связи с изменением условий оплаты труда (системы оплаты труда) с 01.01.2020 года? Если да, то, какими образом, и какими статьями Трудового кодекса Республики Беларусь необходимо руководствоваться: ст. 65 или ст. 32?

Ответ:Нет. Согласно статье 19 Трудового кодекса Республики Беларусь в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных со вступлением в силу Указа№ 27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.

Вопрос:Наше учреждение - Государственное учреждение культуры "Гродненский зоопарк". В связи с изменениями оплаты труда с 2020 года возникает ряд вопросов. В частности: хотим ввести в штатное расписание единицу методиста. Но в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2001 года № 25 "Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в культуре и искусстве" существует должность "методист библиотеки (клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества)". Какой разряд установить по должности "методист" - по постановлению Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры» либо по пункту 2.2.2 постановления № 13?

Будет ли отменено постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 29.09.2010 года № 36 "Об определении перечня должностей работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений"?

Как тарифицировать должность "старший кассир"?

Ответ: Порядок установления тарифных разрядов определен Инструкциейо порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением № 13.

Наименование должности служащего "методист" содержится в выпуске 1ЕКСД. Квалификационной характеристикой по должности служащего "методист" предусмотрено наличие высшего профессионального (по профилю выполняемой работы) образования, а также внутридолжностное квалификационное категорирование.

Таким образом, тарифные разряды по должности служащего "методист" устанавливаются в диапазоне в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки, установленной в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138, с соблюдением требований подпункта 2.2.2 пункта 2вышеуказанной Инструкции.

Согласно Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах" приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом, в данном случае Министерством культуры Республики Беларусь.

Частью второй пункта 5 Общих положений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 N 1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.

Выпуск 1ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего "кассир" с кодом категории - 3. Следовательно, применение производной "старший" по должности "кассир" не допускается.

Вопрос:Какой тарифный разряд применяется к должности "Главный бухгалтер группы бухгалтерского учета и финансов"?

Ответ:Должностными обязанностями квалификационной характеристики по должности "главный бухгалтер" определено, что он осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета, в организации исходя из структуры и особенностей деятельности организации. Обеспечивает формирование учетной политики организации, подготовку и утверждение плана счетов бухгалтерского учета организации, форм первичных учетных документов в случаях, предусмотренных законодательством, формирование и своевременное представление бухгалтерской отчетности.

Тарификация главного бухгалтера организации определена подпунктом 2.1.5 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением № 13, - на два-четыре разряда ниже тарифного разряда, установленного по должности руководителя организации.

В рассматриваемом случае требуется уточнить наименование должности, поскольку "группа бухгалтерского учета" - это наименование структурного подразделения.

Вопрос: Лаборант и лаборант 2 категории в 2020 году, по каким разрядам будут квалифицироваться?

Ответ:К должности "лаборант" в разных сферах деятельности предъявляются различные квалификационные требования к уровню образования.

Если квалификационными требованиями к должности "лаборант" предусматривается наличие среднего специального образования, то по должности "лаборант" специалисту, не имеющему квалификационной категории, устанавливается 3 тарифный разряд, по должности "лаборант" специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория, - 4 тарифный разряд.

Если квалификационными требованиями к должности "лаборант" предусматривается наличие высшего образования, то по должности "лаборант" специалисту, не имеющему квалификационной категории, и по должности "лаборант" специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория, - устанавливаются 4 и 5 тарифные разряды соответственно.

Вопрос:Какой разряд устанавливается водителям в новых условиях оплаты? Сейчас их коэффициенты к тарифной ставке первого разряда зависят от объема двигателя автомобиля.

Ответ:С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего "водитель автомобиля", содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты от 25.11.2003 № 147, водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство).

С 1 января 2020 года водителям автомобилей устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению № 13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.

Вопрос:Размер стимулирующей надбавки будет устанавливаться нанимателем, она будет являться и рычагом, который не позволит снизить уровень выплачиваемой заработной платы. До какого времени ее можно не пересматривать?

Ответ: В соответствии с пунктом 12 Указа № 27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации.

Вопрос:В настоящее время в некоторых организациях за работу в отрасли по коллективному договору дается день к отпуску. Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года учитываться не будет. Будет ли нарушением, если эта норма останется в коллективном договоре?

Ответ:В соответствии со статьей 159Трудового кодекса Республики Беларусь работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.

Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).

Вопрос:Остаются ли выплаты материальной помощи согласно коллективному договору на рождение ребенка, к юбилейным датам, в связи со смертью работника или близких родственников?

Ответ:Указом№ 27 определено, что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

При этом определено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.

Вопрос:Пункт 5 Указа № 27 гласит: "На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь". Средства на оказание материальной помощи в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов устанавливаются за счет всех источников или за счет средств внебюджета этот размер можно увеличить?

Ответ:Указом№ 27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи - 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. То есть увеличивать установленный Указом размер средств, направляемых на материальную помощь, нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.

Вопрос:Может ли руководитель бюджетной организации определять какие-либо стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены государственным органом?

Ответ:Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.

Пунктом 10 Указа №27 установлено, что руководителями указанных бюджетных организаций определяются только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).

Вопрос:Указом№ 27 определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. Будет ли устанавливаться данная надбавка внешнему совместителю бюджетной организации, если его основное рабочее место - в организации, не являющейся бюджетной?

Ответ:Да. Согласно нормам главы 32Трудового кодекса Республики Беларусь совместительство - это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.

Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работнику, работающему на условиях совместительства, устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях.

При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Вопрос:Какой тарифный разряд установить с 1 января 2020 года старшему кассиру?

Ответ:Частью второй пункта 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 №1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.

Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего "кассир" (код категории - 3). Следовательно, применение производной "старший" по должности "кассир" не допускается.

Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 01.01.2020 устанавливается 2 тарифный разряд.

Вопрос:Я работаю инспектором по кадрам в учреждении образования. Возможно ли обращение в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросу определения статуса конкретной организации (бюджетная организация или нет)?

Ответ:Постановлением № 13 утверждена Инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, которой определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.

Пунктом 8 этой Инструкции предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях.

При возникновении споров, связанных с определением стажа работы в бюджетных организациях, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 Инструкции).

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь не уполномочено и не обладает информацией для отнесения организаций к бюджетным организациям. Такую информацию могут иметь государственные органы, в подчинении которых находятся (находились) организации, местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения организаций.

В Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь могут направляться запросы по статусу организаций, находящихся в подчинении только этого министерства.

Вопрос: являются ли открытые и закрытые акционерные общества (ОАО, ЗАО) бюджетными организациями?

Ответ:Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная организация - организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

Исходя из приведенной нормы, открытые и закрытые акционерные общества бюджетными организациями не являются.

Вопрос: Подлежат ли зачету в стаж работы в бюджетных организациях с 1 января 2020 года периоды: регистрации граждан в качестве безработных в центрах занятости населения, осуществления гражданином ухода за инвалидами 1 и 2 группы с выплатой пособий территориальными управлениями социальной защиты?

Ответ: Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в организациях Республики Беларусь (бюджетных и организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

Учитывая изложенное, периоды регистрации в качестве безработных в региональных центрах занятости населения и осуществления ухода за инвалидами 1 и 2 групп в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются.

Вопрос:Согласно постановлению Министерства трудаот 12.01.2000 № 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)» в стаж работы по специальности по решению нанимателя засчитываются периоды работы в организациях независимо от их форм собственности, если характер выполняемой работы был аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации.

С 1 января 2020 года в стаж работы засчитываются только периоды работы в бюджетных организациях. То есть заработная плата работника уменьшиться?

Ответ:Нет, заработная плата работника с 01.01.2020 уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12Указа № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.

Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

Вопрос:в мае 2020 года я приступаю к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Трудовой отпуск в 2020 году мне не положен. Обязан ли наниматель выплатить мне единовременную выплату на оздоровление согласно пункту 4Указа № 27?

Ответ:В соответствии с Указом№ 27 работникам бюджетных организаций ежегодно, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) осуществляется единовременная выплата на оздоровление из расчета 0,5 оклада. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются согласно положениям, утверждаемым руководителем бюджетной организации.

При этом полагаем, что в положении может быть предусмотрен порядок выплаты единовременной выплаты на оздоровление в различных ситуациях (например: работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в связи с этим проработавшим не полный календарный год, вновь принятым работникам, работникам, не использовавшим трудовой отпуск и в других случаях).

Вопрос:Будут ли с 1 января 2020 года включаться в стаж работы в бюджетных организациях периоды работы в организациях Департамента охраны Министерства внутренних дел, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности?

Ответ:Порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 13.

Включение периодов работы в организациях Департамента охраны, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности, и не относящихся к бюджетным организациям, в стаж работы в бюджетных организациях нормами Инструкции не предусмотрено.

Вопрос:Включается ли с 1 января 2020 года в стаж работы в бюджетных организациях время военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь?

Ответ:В соответствии с Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 13, для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:

в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;

в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Таким образом, периоды военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.

Одновременно хотим отметить, что в настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда и соцзащиты "Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13", которым предусматривается, что для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы будут засчитываться периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь.

Таким образом, указанные периоды службы будут засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях после согласования данного проекта постановления заинтересованными государственными органами, проведения юридической экспертизы и официального опубликования соответствующего постановления.

Вопрос:Включается ли в стаж работы в бюджетных организациях время работы ведущим специалистом в Администрации свободной экономической зоны "Гомель-Ратон"?

Ответ:Администрация свободной экономической зоны является юридическим лицом, которое создается Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения и содержится за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

Таким образом, период работы в Администрации свободной экономической зоны "Гомель-Ратон" засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.

Вопрос:Как планировать фонд оплаты труда на 2020 год?

Как использовать экономию по 5%-му премиальному фонду, общую экономию по фонду оплаты труда?

Можно ли использовать новые условия оплаты труда на внебюджетных работников?

Чем сохранить уровень оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников: за счет установления доплаты до минимальной заработной платы или стимулирующей надбавкой?

В таблице 1 постановления № 13 установлены тарифные разряды заведующим по строке 6, как установить тарифный разряд заведующей прачечной, так как данная должность отсутствует в таблице 1?

Ответ: Вопросы планирования фонда оплаты труда на 2020 год не относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В соответствии с нормами Указа№ 27 на премирование направляются средства в размере 5 процентов от суммы окладов работников. Соответственно, все эти средства направляются на премирование.Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых, в соответствии с законодательством, определяет руководитель бюджетной организации.

Да. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением № 13, условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.

В соответствии с нормами Указа№ 27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников бюджетных организаций, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.Реализация данного Указа № 27 позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты, как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, в пределах средств, предусмотренных на оплату труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).

В случае если должность руководителя структурного подразделения не поименована в таблице 1 постановления № 13, то тарификация руководителей структурных подразделений определяется в соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением № 13.

Вопрос:Что должно включать в себя непосредственно в тексте дополнительное соглашение к трудовым договорам в связи с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года? Возможно, есть какие-либо разработанные образцы дополнений?

Ответ:Дополнительное соглашение к трудовым договорам в связи с изменением условий оплаты труда работников с 1 января 2020 г. должно содержать все сведения по оплате труда работника в новых условиях - наименование и размеры видов выплат в соответствии с законодательством (оклад, стимулирующие и компенсирующие выплаты, другие выплаты в соответствии с законодательством). В случае если размеры, порядок и условия выплат определены соответствующими положениями, это указывается в дополнительном соглашении.

Вопрос:К какой категории работников отнести специалистов: экономистов, главного бухгалтера (бухгалтеров), инженеров, юрисконсультов, инспектора по кадрам, заместителя директора по АХД? В тарифной сетке они обозначены неопределенно.

Ответ:Для правильного использования тарифной сетки, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138, необходимо определить категорию должности работника.

Определение категории должностей работников производится в соответствии с Общегосударственным классификатором от 24.07.2017 № 33.

Так, в таблице 4 Общегосударственного классификатора от 24.07.2017 № 33 определены следующие коды категорий должностей служащих:

руководители - 1;

специалисты - 2;

другие служащие - 3.

Кроме этого, классификатором определены следующие коды, необходимые для использования в работе:

таблицей 3- выпусков ЕКСД;

таблицей 5 - квалификационных категорий должностей служащих;

таблицей 7- выпусков ЕТКС.

Что касается наименований должностей, приведенных в вопросе, то в соответствии с таблицей 2Общегосударственного классификатора от 24.07.2017 № 33:

- экономист, бухгалтер, инженер, юрисконсульт, инспектор по кадрам относятся к категории "специалисты", код категории - 2. Квалификационные характеристики данных должностей, в том числе квалификационные требования, содержатся в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159;

- главный бухгалтер, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности относятся к категории "руководители", код категории - 1. Квалификационная характеристика должности "главный бухгалтер", в том числе квалификационные требования, содержатся в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159.

В ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, в том числе с применением производных наименований должностей "заместитель", поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.

Соответственно, квалификационная характеристика должности "заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности" определяется в соответствии с квалификационной характеристикой должности "директор", содержащейся в выпуске 1ЕКСД от 30.12.1999 № 159.

Вопрос:Как определить тарификацию по должностям специалистов, которые являются общими для всех видов деятельности (бухгалтер, экономист, инспектор по кадрам)?

Ответ:Тарификация специалистов, должности которых являются общими для всех видов деятельности, определяется в соответствии с диапазоном тарифных разрядов, определенных подп. 1.3 и 1.4 п. 1 тарифной сетки, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138.

При этом важно учитывать квалификационные требования к уровню образования (профиль (направление) образования, специальность), которые необходимы для выполнения возложенных должностных обязанностей.

Как я уже говорила, квалификационные требования к занятию должностей бухгалтера, экономиста, инспектора по кадрам определены в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 №159.

Так, квалификационными требованиями должностей "бухгалтер" и "экономист" предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этих должностей определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп. 1.4 п. 1 тарифной сетки - "специалисты, занимающие должности, квалификационными требованиями которых предусматривается наличие высшего, среднего специального образования".

Квалификационными требованиями должности "инспектор по кадрам" предусмотрено наличие среднего специального образование или общего среднего образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп. 1.3 п. 1 тарифной сетки - "специалисты, занимающие должности, квалификационными требованиями которых предусматривается наличие среднего специального, среднего образования".

Порядок установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.

В соответствии с подп. 2.2 п. 2 указанной Инструкции устанавливаются следующие тарифные разряды:

по должностям "бухгалтер" и "экономист" работников, не имеющих квалификационной категории, - 4;

по должностям "бухгалтер" и "экономист" работников, имеющих вторую квалификационную категорию, - 5;

по должностям "бухгалтер" и "экономист" работников, имеющих первую квалификационную категорию, - 6;

по должностям "ведущий бухгалтер" и "ведущий экономист" - 7;

по должности "инспектор по кадрам" - 3;

по должности "старший инспектор по кадрам" - 4.

Вопрос:В организации работает экономист, закончивший колледж (среднее специальное образование), к какому подпункту тарифной сетки (1.2 или 1.3) относится данная должность?

Ответ:Подпунктом 1.2 п. 1 тарифной сетки другим служащим (код категории - 3) установлен 2 тарифный разряд.

Должность "экономист" относится к категории специалистов (код категории - 2).

Как уже было сказано выше, квалификационными требованиями должности "экономист" предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп. 1.4 п. 1 тарифной сетки.

Таким образом, тарификация специалистов, занимающих должность "экономист", имеющих высшее или среднее специальное образование, будет одинаковой (с учетом присвоенной им квалификационной категории).

При этом их заработная плата может отличаться за счет установления им стимулирующих выплат в разных размерах.

Вопрос:Будут ли разработаны тарифные разряды по профессиям рабочих бюджетных организаций (сторож, уборщик, рабочий по комплексному обслуживанию зданий)?

Ответ:Исходя из значения термина "оклад", определенного п. 11 Указа № 27, для исчисления окладов рабочих применяются не коэффициенты тарифных разрядов, а кратные размеры базовой ставки.

Кратные размеры базовой ставки в зависимости от разряда работы, предусмотренного тарифно-квалификационными характеристиками по профессиям рабочих, определены в таблице 3 приложения к постановлению № 13, а по профессиям рабочих-повременщиков, тарифно-квалификационными характеристиками которых не предусмотрены разряды работы, - таблицей 4 этого приложения.

Вопрос:Подпунктом 2.1.4 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением № 13, определено, что руководителям структурных подразделений тарифный разряд устанавливается в диапазоне 8 - 16 разрядов. Кто определяет, какой все-таки разряд установить тому или иному начальнику отдела? Аналогичный вопрос по подп. 2.1.3, где определен диапазон для заместителей руководителя организации.

Ответ:В соответствии с подп. 2.1.4. п. 2Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением № 13, руководителям структурных подразделений организации тарифные разряды устанавливаются в пределах диапазона, предусмотренного п. 5 тарифной сетки, кроме руководителей структурных подразделений, которым тарифные разряды утверждены таблицей 1 приложения к постановлению № 13.

Следовательно, тарификация руководителей структурных подразделений, поименованных в таблице 1 приложения к постановлению № 13, применяется в обязательном порядке.

Кроме этого, в соответствии с п. 7 и 8 Указа № 27 тарификация руководителей структурных подразделений из числа отдельных категорий работников определяется следующими министерствами:

служащих, занятых предоставлением социальных услуг, - Министерством труда и социальной защиты;

медицинских и фармацевтических работников - Министерством здравоохранения;

служащих, занятых в печатных средствах массовой информации и производством, созданием и вещанием телерадиопрограмм, - Министерством информации;

работников культуры - Министерством культуры;

педагогических работников - Министерством образования;

ветеринарных работников - Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Соответственно, тарификацию, установленную указанными министерствами для руководителей структурных подразделений, также следует применять в обязательном порядке.

Тарификацию всех остальных руководителей структурных подразделений в соответствии с ч. 3 п. 1 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением № 13, определяет наниматель (руководитель бюджетной организации) или уполномоченное должностное лицо нанимателя самостоятельно.

Критериями при определении тарификации указанных руководителей структурных подразделений могут являться:

- вид структурного подразделения (управление, отдел, сектор);

- численность штатных единиц в структурном подразделении;

- значимость функций, выполняемых структурным подразделением;

- наличие структурных подразделений, входящих в состав;

- другие критерии на усмотрение нанимателя или уполномоченного должностного лица.

Аналогичный подход применяется и при определении тарификации заместителей руководителя организации в соответствии с подп. 2.1.3 п. 2Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением № 13.

Вопрос:Распространяется ли действие п. 3 Указа № 27 о направлении на премирование средств в размере 5% от суммы окладов работников на средства от приносящей доходы деятельности бюджетной организации?

Ответ:Пунктом 3 Указа № 27 определен объем средств, направляемых на выплату премий, предусматриваемый в соответствующих бюджетах (республиканском либо местном) - 5% от суммы окладов работников бюджетных организаций.

При этом конкретные размеры премий работникам определяются в соответствии с положением, утверждаемым руководителем бюджетной организации, которым должны быть предусмотрены порядок и условия выплаты премии.

Пунктом 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, утвержденной постановлением № 13, определено, что условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций, независимо от источника их финансирования.

Соответственно, на премирование работников бюджетных организаций, содержащихся за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации, также направляются средства в размере 5% от суммы их окладов.

Использование внебюджетных средств (за исключением средств, направляемых на выплату заработной платы, в том числе и на премирование, в ситуации, изложенной выше) в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, на осуществление дополнительных стимулирующих выплат (к которым относится и премия) производится в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.